Tilda Publishing
Великая Отечественная война, знаменующая собой одну из самых мрачных глав в истории нашей родины, невозможна без рассказа о блокаде Ленинграда — важнейшем эпизоде трагедии. В этом городе-герое, преодолевшем страдания и ужасы, проявилась непоколебимая воля советского народа, олицетворяющая силу духа в противостоянии нацистскому вторжению.
Необходимо отметить выдающийся вклад обычных ленинградцев — медиков, водителей трамваев, учителей, рабочих, поваров и даже актёров, каждый из которых внёс свою лепту в общие усилия. Журналисты, преданные своему делу, также вели непреклонную борьбу на невидимом фронте, раскрывая правдивую картину блокады и донося до сердец людей важность происходящего.
Именно журналистика помогала переживать людям весь ужас и все невзгоды, окружающие Ленинград все эти сотни дней. Благодаря газетам, сатирическим зарисовкам и публицистике того времени, на которые опирался обычный гражданин, мы всё ещё можем передать «взгляд пережившего».
Газета «На страже Родины»
Старейшая военная газета, первый выпуск которой состоялся в мае 1928 года

Первый выпуск газеты назывался «Красная армия».
Позднее газета не раз меняла свое название — «Вооруженный народ», «Боевая правда», «Красная звезда»… Название «На страже Родины» появилось 4 февраля 1938 года, когда газета стала печатным органом Ленинградского военного округа.
С началом Великой Отечественной войны окружная газета стала фронтовой. В годы войны «На страже Родины» была единственной газетой Ленинграда, которая печаталась 6 раз в неделю.
выпуск 1941, № 306 (5988) 1 декабря

выпуск 1943, №267 (7493) 6 ноября
СМИ играли важную роль в поддержании морального состояния населения во время блокады Ленинграда. Газеты, журналы, радио и телеграф были основными источниками информации для жителей города, которые находились в тяжелых условиях и испытывали недостаток продовольствия, медицинской помощи и других необходимых ресурсов. Именно СМИ, сообщая об удачах советских войск, о героических поступках, помогали поддерживать надежду и оптимизм среди населения, укреплять патриотические чувства и веру в победу.
О заголовках
С начала блокады со страниц газеты исчез шапкозакидательский тон, который по инерции проявлялся в отдельных публикациях ранее.

(ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВО, -а; ср. Разг. Излишне самоуверенный, легкомысленный подход к решению трудного дела).
На смену подобным публикациям пришли материалы, реально отражавшие сложившуюся ситуацию, в т.ч. передовые статьи, смысл которых был изложен уже в заголовках-лозунгах: «Подступы к Ленинграду станут могилой фашизма», «Не щадя жизни защищать Ленинград!», «Ни шагу назад, за нами город Ленина!»
выпуск 1939, №275 (5332) 30 ноября
выпуск 1941, №146 (5826) 23 июня
Блокадная журналистика – уникальный культурный феномен. Ленинградские журналисты во время блокады находились в своём городе и делили тяготы и лишения наравне со всеми его жителями. Газеты, радио – это то, без чего, казалось бы, можно было прожить. Но Ленинград потому и победил, потому и выжил, что не просто выживал, а жил. Полноценной, насколько это возможно, жизнью.
Ленинградские писатели-блокадники овладели второй профессией – журналистикой. И их творчество настолько помогало защите города, что власти считали СМИ стратегическими объектами, а простые русские слова – оружием.
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

А.Т. Твардовский



Поэзия и публицистика
выпуск 1939, № 282 (5339) 7 декабря
выпуск 1941, № 294 (5976) 19 ноября

В годы блокады в Ленинграде работали порядка 50 фотокорреспондентов, которые имели специальное разрешение на съёмку. Большинство из них снимали рабочих на заводах, солдат, уходящих на фронт, лица людей, преисполненных отваги и ненависти к врагу, руины города. Многие из них осознавали зачем снимать эпизоды трагической действительности, если они никогда не будут опубликованы на страницах газет? И лишь некоторые пытались показать фрагменты реальной жизни.


Групповое фото писателей, сотрудничавших в годы войны с газетой «На страже Родины». Слева направо: А. Прокофьев, Б. Лихарев, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Саянов. 1942 г. Фото: Фото с сайта «Военный альбом: Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)»/ Николай Хандогин
Одним из самых сильных блокадных фоторепортажей стали снимки журналиста газеты «На страже Родины» Николая Хандогина. Они были сделаны после сильнейшего арт-обстрела 8 августа 1943 года. Редакция газеты находилась рядом с Невским проспектом, и фотокорр успел запечатлеть реальную войну: разрушения, раненых и убитых осколками людей. В газете не была опубликована ни одна фотография, а Хандогин сохранил негативы, которые получили широкую известность лишь спустя десятилетия.
Вся правда в четырёх страницах!
О газете «Ленинградская правда»
Сама газета состояла из 4 страниц, наполненных разными рубриками с новостями, например «Вести с фронта», «Сегодня в театрах» и т.д.
В годы блокады газета продолжала делать ежедневные выпуски. За всё время блокады Ленинграда лишь один номер газеты не увидел свет — от 25 января 1942 года. Он был уже набран и сверстан, но отпечатать его не удалось: в цехе не было электричества.
В годы блокады в «Ленинградской правде» печатались Ольга Берггольц, Александр Фадеев, Николай Тихонов, Вера Инбер, Всеволод Вишневский и другие писатели.

Ленинградская правда — газета, которая выходила в СССР с 1918 по 1991 годы
Постоянная рубрика, которая встречалась в каждом выпуске. В ней говорилось о событиях и победах на поле военных действий. Подсчитывалось, сколько было ранено или убито как среди наших, так и немецких солдат.
Вести с фронта
Одни из постоянных рубрик в газете. В них писались спектакли и фильмы, которые шли в то время в том или ином театре. Читающий был в курсе культурной деятельности города во время блокады.
Сегодня в театре
Сегодня в кино
Партийная жизнь
Постоянная рубрика, в которой говорилось о политической составляющей в стране. Подводились итоги и выводились результаты по работам партгрупп. Разрабатывались планы на будущее по улучшению работы партий.
Письма с фронта
Рубрика «Письма» была одной из редких. В ней бойцы писали родственникам, а также просто жителям оккупированного Ленинграда, свои слова благодарности за поддержку.
Писатели
Постоянная рубрика, в которой выпускались стихотворения или же фрагменты из прозаических произведений различных писателей.
Каждая из рубрик претерпела те или иные изменения во время блокады. Рассматривая газеты за каждый годы в период с 1941 по 1944, можно заметить, какие рубрики пропадали, а какие оставались неизменными.
Глядя на данные таблицы, видно, что культурная составляющая блокадного города продолжала жить. Не смотря ни на что, в театрах продолжали показывать всеразличные спектакли.
Рубрика «Вести с фронта» всегда передавала новости, которые происходят в данный момент на поле сражения.
Благодаря газете «Ленинградская правда» можно отследить, как протекала жизнь в период блокады.

Воодушевляющие заголовки
или как корреспонденты поддерживали боевой дух народа
Журналистика не могла не оказывать влияние на общий настрой народа в те страшные годы. Каждый корреспондент считал своим долгом не просто осветить происходящее, а задать боевой дух, сподвигнуть как молодых, так и стариков, становиться героями, гордо стоявшими за честь своего города. Пропуская всё через себя, обрабатывая все ужасы происходящего в блокадном Ленинграде, журналисты информировали население, стараясь сохранять в массах спокойствие и трепетное отношение к родине. Этот феномен ярко отражен в газетах «Ленинградская правда«», «На страже родины», о которых упоминалось выше. На страницах выпусков 1941 года пестрили заголовки «Всегда впереди», «С защитниками Ленинграда – вся страна», «Таких людей врагу не сломить». Но кто же стоял за всем этим? Чьи имена числились в редколлегиях?
«На страже Родины»
Немало имён корреспондентов знакомо нам со страниц этой газеты. До 1942 года ответственным редактором «На страже Родины» являлся Фомиченко Илларион Яковлевич, а после – Гордон Максим Ильич.

Важность газет в общественной жизни подчёркивал Василий Гроссман: «Дни тянулись нудно, однообразно. Муторно становилось от собственного бессилия, от ничегонеделания. Настроение - хуже не придумаешь. Единственное, что несколько взбадривало, так это когда в палату приносили газеты. Помню, их читали и поодиночке, и коллективно вслух».

* "На страже Родины" 2010. 31 июля

Марк Зосимович Ланской

Марк Зосимович Ланской в первые дни войны по мобилизационному предписанию стал корреспондентом газеты «На страже Родины». Выполняя задания редакции, ежедневно выезжал на поиски постоянно меняющейся линии фронта. Осенью 1941 года приказом Военного совета Ленинградского фронта был прикомандирован в качестве военного корреспондента к фронтовой газете «Ленинградская правда». В очерке «Превосходство» Ланской показывает, что два с половиной года сражений сделали наших солдат опытными, осторожными и разумно смелыми воинами.


«Утром он выезжал на фронт, вечером возвращался, писал за один присест корреспонденцию и назавтра проделывал то же. Каждый день он давал крупные, сочные куски, удивляя всех работоспособностью»

*Михалев М. писал о Ланском М.З.

Марк Ланской

В 1946 году в «Ленинградской правде» публикуется статья Ланского «Приговор народа», где описывается судебный процесс по делу о злодеяниях немецко-фашистских войск на территории Ленинградской области.

Николай Семёнович Тихонов
На полях сражений он работал корреспондентом и одновременно занимал должность главного редактора издания «На страже Родины». В его статьях и очерках прослеживается описание трудовых будней ленинградцев, блокадного быта. Тихонов рассказывает о сложностях того страшного времени, об очистке города, поисках пропитания, холодах, от которых негде было спрятаться. Военному корреспонденту также принадлежит сборник очерков «Ленинград принимает бой», куда входят небольшие эпизоды из ленинградской жизни.

«Тихонов был главным летописцем блокады. Никто точнее и ярче не вёл эту летопись. И не только в поэзии. Собранное воедино, всё написанное Тихоновым даёт нам и цельную, и верную картину того, что пережил Ленинград. Конечно, каждый из нас что-то сделал в те тяжелейшие годы, но Тихонов, безусловно, сделал больше остальных.»

*Саянов В. писал о Тихонове

Николай Тихонов

Борис Леонтьевич Горбатов
В годы Великой Отечественной войны писатель проявил себя как талантливый журналист и военный корреспондент. Его очерки печатались в газете «Правда». Военный журналист не засиживался долго в редакции, он ехал на фронт, шёл в солдатские землянки, где снова и снова черпал темы для своих материалов. Каждая его публикация привлекала внимание, заставляла размышлять. В 1943 году в «Правде» было напечатано самое известное его произведение «Непокорённые». Не менее важным трудом считается «О жизни и смерти», опубликованное в той же газете, но ещё в 1941 году. В «Литературе и искусстве» вышла статья корреспондента «Фронтовому журналисту», где он призывал товарищей по перу и оружию быть беспощадными к врагам и рассказывать суровую правду.

Советские военные корреспонденты В.А. Тёмин,

Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен на германской границе

«Часто выезжал на фронт, бывал на передовых позициях, жил одной жизнью с бойцами и командирами армии. «...» Товарищ Горбатов пользуется заслуженной известностью на нашем фронте. Это писатель-боец, писатель-воин, перо которого состоит на вооружении нашей армии и метко, целеустремлённо громит врага».

*В наградном листе к награждению Бориса Леонтьевича орденом Красная Звезда

Объектив времени: Фотокорреспонденты Блокадного Ленинграда в кадре стойкости и надежды
Фотокорреспонденты, будучи на передовой, играли важную роль в донесении до мира истины о подвигах советских солдат и граждан. Их образы, запечатленные на черно-белых снимках, стали не только документальным отражением событий, но и мощным источником вдохновения для народа. Фотографы в условиях военного времени сталкивались с невероятными трудностями: постоянной угрозой, отсутствием условий для съемки, нехваткой технических средств. Однако их постоянный риск и стремление запечатлеть каждый момент героизма и стойкости превращали их в настоящих хранителей истории. Фотографии тех лет — это не просто кадры, а свидетельства бескомпромиссной борьбы за свободу и независимость.
В 1942 году, в самом сердце блокадного Ленинграда, фотокорреспондент Сергей Николаевич Струнников создал уникальный фоторепортаж, который стал своего рода визуальным хроником трагических, но в то же время героических событий тех времен. Его снимки, впервые опубликованные в газете «Правда», стали мощным воплощением духа стойкости и силы духа ленинградцев, осажденных в кольце вражеских блокадников.
Бернштейн Леонид "Командир Лужского партизанского отряда Дмитриев даёт задание партизанам" 1942 г.
Бернштейн Леонид "Ленинградка ухаживает за посадками цветной капусты в сквере Исаакиевской площади" 1942 г.
Бернштейн Леонид "Сталевары завода №232 "Большевик" во время разливки стали для изготовления снарядов" 1942 г.
Фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС и автор выдающихся снимков Блокадного Ленинграда, Леонид Осипович Бернштейн, запечатлел на своих фотографиях трагические и героические моменты в жизни города под осадой. Общее настроение фотографий величественно и трогательно одновременно. Он не только документировал страдания и тяготы блокады, но и умело передавал дух выживания, героизма и надежды, присущий ленинградцам в их непростых испытаниях.
Фотографии Владимира Илларионовича Капустина, сделанные в период блокады Ленинграда, передают дух выживания и сопротивления горожан. В январе 1942 года он присоединился к Ленинградскому отделению ТАСС (ЛенТАСС), начиная свою работу на Ленинградском фронте. С августа 1943 по февраль 1944 года, по заданию ЛенТАСС и Ленинградского штаба партизанского движения, Капустин побывал в зоне боевых действий 5-й Ленинградской партизанской бригады. Его фотографии пронизаны духом силы и единства, который проявлялся в героических усилиях партизан, стойко переносивших лишения и страхи во имя выживания. Важной чертой его работ является внимание к человеческим лицам и их эмоциям, что придает фотографиям особую глубину.
В уникальной подборке фотографий блокадного Ленинграда, запечатленных объективом талантливого фотокорреспондента Давида Михайловича Трахтенберга, отражены героические страницы и повседневная жизнь города в тяжелейшие годы блокады. Фотографии становятся свидетелями трагедии, в которой горожане вынуждены были выживать, преодолевая не только голод и холод, но и духовные испытания во времена блокады.
«Ваше оружие – искусство, карандаш»
О том, какую работу проделали художественных объединения – «Боевые карандаши» и «Окна ТАСС» в блокадном Ленинграде
«Боевые карандаши»
Во время осады Ленинграда, огромную популярность получили плакаты и боевые листки созданные коллективом «Боевой карандаш». Это объединение художников-плакатистов и поэтов, которое появилось в городе в 1939 году во время войны с Финляндией. «Боевые карандаши» занимались созданием сатирических листков, которые развлекали солдат и воодушевляли их на подвиги. Первый антифашистский плакат был выпущен в 1941 году и моментально появился на улицах города.

Основными участниками творческой группы были художники-графики И. Астапов, Н. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров, В. Тамби. Кроме них, время от времени в группе также работали живописцы и графики, такие как Г. Верейский, В. Николаев, В. Серов, Н. Тырса. Тексты для листов создавали поэты А. Прокофьев, В. Саянов, Б. Тимофеев и Н. Тихонов.

«Окна ТАСС»

«Да, да, мы смеялись в то страшное время, и это отнюдь не был „юмор висельников“! Если хотите, в какой-то мере мы стремились следовать „грозному смеху“ Маяковского. Мы высмеивали паникеров, болтунов, лодырей – всех, кто как редкие, но отвратительные инородные тела появлялись в суровом и чистом ленинградском коллективе. И, уж конечно опрокидывали на проклятых фашистов целые Ниагары сарказмов, иронии, поношений и издевательств – то есть всего того, чего они были достойны, не считая, разумеется, священной и раскаленной ненависти нашей, отвращения и презрения». (О. Берггольц)

«Окна ТАСС»
22 июня 1941 г. директор ленинградского отделения ТАСС И. Анцелович, художники — графики – В. Слыщенко, Н. Игнатьев и литсотрудник, ставший редактором Г. Кофман приняли решение издавать плакаты под маркой «Окно ТАСС». С участием известных карикатуристов В. Гальбы и Б. Лео они в тот же день определили художественное направление будущих «Окон» — следование традициям «Окон РОСТА» периода гражданской войны, также они выбрали место центрального стенда «Окон ТАСС» — в витрине Елисеевского магазина.

24 июня 1941 г. у «Окна» уже толпился народ. После появления первого плаката в редакцию пришли добровольные помощники: поэты — О. Берггольц, Б. Тимофеев, В. Саянов, художники, вошедшие в штат «Окон», — В. Григорьев, П. Горбунов и группа выпускников архитектурного факультета Академии художеств: Е. Мелик-Багдасарова, Г. Ашрапян, Н. Шапорина, М. Ваксер и скульптор Л. Торич.

Постепенно сложилась композиция главного стенда «Окон».
Посредине шла широкая вертикальная полоса – крупно напечатанный текст сообщений Информбюро «В последний час», справа и слева – два крупноформатных плаката. Один – сатирический, другой – исполненный патриотического пафоса.
Ниже шла полоса фотографий корреспондентов ТАСС со всех фронтов; и серия, состоящая из пяти сатирических плакатов, объединенных одним сюжетом и стихотворным текстом.
Выходили они регулярно, три раза в месяц, за исключением «молний». Эти плакаты небольшим тиражом выпускались через 3-4 часа после какого-либо важного события.


ЛИСТОВКИ
То, что заставляет задуматься
Листовки в цифрах

Регулярное информирование советских людей, оказавшихся в оккупации, о событиях на фронте и в стране, о международном положении, укрепляло в них уверенность в скором освобождении, противопоставлялось пропаганде врага, способствовало усилению партизанской борьбы.

  • В осажденном городе продолжалась издательская деятельность: регулярно печатались листовки, плакаты, боевые листки.

  • Лениздат выпустил

    З5 листовок тиражом около 4 млн. экземпляров.

  • За блокадный период вышло в свет более 60 брошюр, листовок, памяток по проблемам агропропаганды.

  • Лениздат выпустил

    91 лозунг общим тиражом 1 миллион экземпляров.

  • Лениздат выпустил

    С начала войны по 1 января 1943 г. Лениздат выпустил 18 плакатов тиражом более 700 тысяч экземпляров.

  • В среднем на одного немецкого солдата печаталось 3540 листовок.

Типографии города печатали более сорока заводских, ведомственных, армейских газет и журналов, регулярно помещавших сводки Совинформбюро, публицистические материалы, выступления и статьи руководителей партии и правительства, членов ЦК и секретарей обкома, горкома, военных и советских работников, в которых также звучал голос партии, призывавшей народ умножить силы в борьбе с фашистскими захватчиками.

Не остались без внимания жители Ленинградской области, оставшиеся на захваченной врагом территории. Для них издавали и распространяли в тылу противника большое количество листовок, плакатов, обращений и других печатных материалов.

Негин Евгений Иванович – редактор газеты "Социалистическая стройка"

ЛИСТОВКИ В ЛИЦАХ


Выпуск и распространение печати в зоне оккупации был сопряжен с угрозой жизни.

Редактор тихвинской газеты «Социалистическая стройка» Негин Евгений Иванович вспоминает:

«Мученической смертью погиб председатель Заручевского сельсовета тов. Морозов, выполняя задание по доставке газеты советскому населению в тылу врага… Фашистские палачи долго пытали, мучили его, а потом застрелили». Погибли распространители газет и листовок колхозница Прохорова, комсомолка Воробьева. Но враг не смог запугать советских патриотов. И у этой печати было много добровольных помощников.

«В годы войны Николай Семёнович Тихонов написал до тысячи статей, очерков, стихов, военных листовок, — замечает исследователь его творчества И. Л. Гринберг. – Это был каждодневный, настойчивый труд…


Собранные воедино, эти очерки читаются теперь как летопись

ленинградской обороны». К сожалению, в книге Гринберга было мало уделено публицистике Тихонова, которая была основной в творчестве писателя военных лет. В ней Тихонов исследует героический ленинградский характер, несломленный в годы блокады. Его исходная позиция при этом была выражена им такими словами из статьи «Люди города-фронта»

(июнь 1942 г.):

«Русский человек в годину испытаний

всегда находил в себе огромную силу духа, которая позволяла ему подниматься над всем мелочным, будничным, семейным и посвятить всего себя высокой цели защиты Отечества».


Мотивация советских граждан через свои листовки

11 ноября советский государственный деятель Михаил Иванович Калинин в открытом «Письме защитникам Ленинграда», выпущенном одновременно листовкой, заявлял: «Фашисты, избалованные легкими победами и грабежами в странах Западной Европы, думали так же легко пройти и по стране социализма. Но Ленинград встал на пути их продвижения вперед… Борьба идет на фронте в две с лишним тысячи километров… Борьба жестокая, кровавая, непримиримая, ибо как может примириться свободный народ с готовящимся ему порабощением!». Калинин выражал уверенность в том, что «ленинградцы не только устоят перед врагом, но и заставят его с позором отступить от стен города».

Листовки выпущены в разные периоды войны, что отражается в смене акцентов и тональности призывов, направленных противнику. Раритеты были изданы гигантским тиражом в разных типографиях страны, в том числе и в передвижных армейских. Чаще всего подобная печатная продукция забрасывалась в стан врага с помощью специальных агитснарядов. Листовки отпечатаны на тонкой бумаге низкого качества, набраны на немецком языке, большинство сопровождаются фотографиями или картинками, подтверждающими текст, некоторые выполнены в цвете. Часть документов имеет номер и серию, но присутствуют также несерийные экземпляры. Размер стандартный: 27,2 х 15 см.

Советские листовки

На примере этих переводов отчетливо видно, как советские агитаторы применяют технику внушения. Обратите внимание, сколько побудительных глаголов использовано в тексте (подумайте, организуйтесь, переходите, создавайте, опомнитесь), как выделены жирным шрифтом важные места (например, про то, как позорно немцу гибнуть в бессмысленной войне или про том, что режим фюрера трещит по швам). Одно только заключительное «Мы примем вас, как братьев» чего стоит! Пропагандисты все чаще старались апеллировать к непосредственному опыту немецких солдат («вы сами видели», «вам обещали», «теперь вы узнали истинную правду»). Но самое главное, в наших листовках было все меньше интонаций просителя — они сменялись уверенным тоном, в нем уже чувствовалось превосходство в силе, в том числе моральное. СССР уже не умолял, а великодушно позволял фашистам сдаться в плен, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

На обратной стороне листовки часто печатался пропуск.

Вражеские листовки


Николай Тихонов «Ленинградский год»


«Если взять вражеские листовки, эти гнусные бумажонки, полные угроз, лжи, разбойничьего цинизма и обмана, листовки, которые сбрасывали немцы над городом, то по их тексту видно, как немцы сначала думали, что они легко возьмут город, потом они стали угрожать полным его уничтожением, потом стали подло льстить, попробовали хитрить, потом заигрывали с населением, потом снова пошли угрозы, и в конце концов они перестали бросать листовки. Они поняли, что им отвечают только презрением и ненавистью, они поняли, что ленинградцы непохожи на податливых европейских горожан, что они народ особый.


И этот особый народ показал наглому врагу такую силу сопротивления, что до сих пор немецкие генералы, вероятно, ломают себе голову, рассуждая, как это случилось, что они, подойдя вплотную к Ленинграду, не могли его взять ни штурмом, ни осадой, ни голодной блокадой. Они потеряли сотни тысяч солдат, тысячи самолётов, много танков и орудий и, только выйдя на окраины Павловского парка или с железнодорожного мостика в Пушкине, они видели дымившиеся трубы великого города, но билеты, отпечатанные для банкета в Астории, им пришлось порвать с позором: банкета не вышло. Ленинград отрубил вражескую руку, тянувшуюся к нему.


Как никогда, обнаружилось, что это — город большевиков, город пламенных революционеров, с традициями, не умирающими, а получающими всё новое и новое славное продолжение. Единственно на чём сосредоточили ленинградцы свои мысли, — отстоять город, разбить врага, уничтожить».


В период ВОВ наличие листовки с «пропуском в плен» у красноармейца вызывало подозрение следственных органов о его неблагонадёжности. Зная о запрете на хранение листовок, службы пропаганды Вермахта шли на ряд ухищрений, например, делали листовки на курительной бумаге, с обоснованным расчетом на то, что из-за дефицита бумаги бойцу жалко её выбросить, а в блокадном Ленинграде, понятно, сигареты были нужны.

В годы ВОВ, удивляясь низкому качеству некоторых немецких агитационных листовок, бывший редактор оккупационной газеты «За родину» коллаборационист Анатолий Макриди (псевд.Стенрос) пытался выяснить у немецкого генерала, «почему немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам» и получил исчерпывающий ответ: «…мы и так победим».


Немецкие листовки

Фронтовики долгое время вспоминали непродуманные немецкие листовки.

Например, «Сталинград возьмем бомбежкой, в Астрахань войдем с гармошкой». Очевидец Лев Аннинский вспоминал запомнившиеся ему с детства странные листовки против рытья противотанковых рвов в Белоруссии: „Девочки-беляночки! Не копайте ямочки…“, схожие по содержанию малоэффективные листовки «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» разбрасывались силами люфтваффе на подступах к Ленинграду.


Бывали случаи, когда, выпытав фамилии командиров у пленных солдат, немцы печатали и распространяли листовки на позициях этих командиров с обращением к ним.

Весь текст листовок, как правило, уснащался какими-то причмокиваниями, неудобоваримыми немецкими шуточками и остротами, безграмотно переведенными на русский язык, безграмотно настолько, что приходилось долго соображать, мысленно переводить всё это на немецкий, чтобы догадаться о тех крохах смысла, которые вкладывали туда авторы. В нашу лабораторию часто давались эти листовки, изданные на фронте, нашим экспертам для отзыва и критики. Листовки эти поступали тысячами— каждый отдел пропаганды на фронте выпускал свои собственные.

Характеристика их сводилась уже не к выяснению вопроса, удачная листовка или неудачная, а о том,— больше или меньше она вреда принесет немцам, будучи переброшена солдатам и офицерам Красной Армии. За большинство из них советское командование могло бы заплатить с удовольствием крупные суммы.


«Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом», Александр Казанцев.

Таким образом, советские листовки, сбрасываемые на город, в период блокады ленинграда способствовали укреплению духа народа. Листовки, распространяемые на вражеской территории, способствовали переходу немецких солдат на советскую сторону. Каждая листовка, выпущенная в блокадном городе, требовала серьёзной подготовительной работы. Жители блокадного ленинграда, ежедневно превозмогая холод, голод и усталость, подходили к станку и печатали листовки. Каждый делал всё возможное, чтобы освободить любимы город от немецких захватчиков.


Made on
Tilda